Славянский праздник 2 февраля

Число 40 у славян. Громничная свеча, которой пользовались потом весь год.

Славянский праздник 2 февраля

  • Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной
  • Традиции февраля
  • Славянский праздник 2 февраля
  • Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной ⚡ – Telegraph
  • Громница - народный праздник 15 февраля, обряды на Громницу, приметы
  • Славянские праздники. Громница 15 февраля

Громницы. Народные традиции 15 февраля

  • Форма поиска
  • Перунов день – как славяне почитали своего громовержца?
  • 2 февраля - громница.
  • Громница - народный праздник 15 февраля, обряды на Громницу, приметы

1 февраля — древнеславянский праздник Громница

Украинцы, белорусы и поляки называли ее сретенской или громничной ср. Gromnice, чеш. Hromnice, бел. Громницы, словен.

На С[ретение] с этой свечой обходили дом и хлев, подпаливая у животных крест-накрест шерсть на лбу. Этнолингвистический словарь в 5 тт. Институт славяноведения РАН.

В Ярославской губ. Этнолингвистический словарь... О древних языческих корнях праздника возможно, не только славянских, но и восходящих к Древнему Риму писали ещё этнографы XIX в.

Обыкновение это утвердилось в здешнем крае со времени унии; униатская церковь приняла его от западной церкви и положила особый чин для благословения сретенских свечей. Этот обряд в римской церкви... Так, по крайней мере, к этому дню охотно и непременно приурочиваются обычаи, оставшиеся от темных и далеких времен, когда всесильный огонь признавался за божественную силу, заключающуюся в нем, то есть милующую и карающую.

Из воску сучат и крутят большие и толстые свечи, которые и хранятся где-нибудь в хате перед общественной иконой. Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается та скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молнии. Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска.

Когда дойдет она до одного пуда весом, ее сдают в церковь, откуда и берут на дом по мере надобности и с соблюдением строгой очереди. Находящуюся в церкви иногда, по большим праздникам, просят зажигать. Перед этой свечой служатся священниками акафисты и молебны с водосвятием, а перед принятием ее в дом, обычно вечером, обязательно целый день постятся.

А Громнику как защитнику от низших, темных сил. В Белоруссии эти дни считались как малые деды - поминовение усопших - поэтому на стол ставили дополнительный прибор и приглашали предков, чтобы почтить их. Так же в этот день, хозяин дома зажигал Громничную свечу и подпаливал волосы всем домочадцам крестообразно, чтобы защитить их на весь будущий год и дать им здоровье. Лишь в этот день женщинам разрешалось распустить волосы для этой процедуры.

Этой свечой ставились кресты на окнах и дверях, для защиты жилища, ведь окна и двери были местом проникновения чужих "сил" и духов. Капли с громничной свечи тоже собирались, ими окуривали больных, животных и скот. Сами свечи потом хранились весь год и зажигались в тяжелые и опасные периоды, например во время грозы, чтобы не попала молния.

Материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы обитателями Вайкунтхи по тем или иным причинам.

Если Вы претендуете на авторство и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВОисточник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.

Реконструкция на базе фольклора: Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, Перун — в небесах. Сойди к славянам молнией рьяной!

У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли — не лиши нас доли! Сойди громливо, сойди счастливо, Сойди красиво — честным людям на диво! Додола славна, на надежду дана!

Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного. По народному поверью в эту пору Медведь, Лесной Хозяин в своей берлоге поворачивается на другой бок-«февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет» На склоне дня славянские ребятишки проживающие на Украине и южнее собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою.

Со дня Громницы начинались первые заклички весны, в районах средней полосы России - закликать весну начинали позже. Есть чудесный миф «О Змее Громовержце и Оленухе». Суть его проста, как все гениальное. Он описывает основные процессы и вехи течения жизни и закономерность взаимоотношений Мужчины и Женщины , которые находят свое отражение в праздниках Кола.

Жизнь есть единение и взаимодействие двух начал, двух разных энергий. Характер этого взаимодействия и определяет свойства и атрибуты времен года: зарождения, развития, апогея и жатвы урожая. Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы — Огнедева.

Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля. Змей же, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли Красная Горка, день весеннего равноденствия. Там её и настигает обманутый Змей.

Но не может он противостоять чарам Матери Всего Живого и соединяется с ней в экстазе любви Купала, день летнего солнцестояния. Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога — символ Мудрости и Силы Матери.

Рога остаются Детям Земли и дарят им Мудрость Богач, день осеннего равноденствия. Змей, довольный своим успехом, успокаивается и засыпает. Коляда, день зимнего солнцестояния А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим детям, она вновь похищает Ожерелье Силы и выходит с ним на поверхность Земли Громница.

Славянские праздники. Громница 15 февраля

В современных славянских странах праздник 2 февраля отмечается в различных формах. В этот день проводятся театрализованные представления, на которых изображаются Ворона и Морана, символизирующие смерть и новое начало. Также нередко устраиваются костры и обряды с применением огня — символа света и жизни. В целом, празднование 2 февраля служит напоминанием о вечном круговороте жизни — смерти и возрождения, о силе природы и преодолении трудностей.

Этот день является особенным временем, когда можно связаться с миром духов и принести свои молитвы и желания. Ритуалы и обряды Славянский праздник, который отмечается 2 февраля, сопровождается множеством ритуалов и обрядов. Эти традиции передаются из поколения в поколение и имеют глубокий символический смысл для славянского народа.

Один из главных обрядов — это «сжигание чучела Зимы». В этот день создаются чучела, изображающие Зиму, и устраиваются специальные костры, на которых сжигают эти чучела. Это символическое действие означает изгнание холода и приход весны.

Также в этот день проводятся обряды, связанные с очищением и защитой от злых сил. Например, люди обмазываются маслом и сажей, чтобы отпугнуть духов зимы и привлечь молодой силы и красоты. Одним из самых популярных обрядов является «кружение хороводов».

Такая примета говорила о том, что в осенний период в лесах мало что уродится, а значит, будет сложно найти большое количество ягод и грибов. По инею славяне определяли количество меда, который принесут пчелы. Если его много, и деревья искрятся на солнце, то и меда будет в избытке. Характер погоды на весну и лето определяли и по сосулькам. Если они долинные и толстые, то весна и лето обещают быть погожими. Считали, что в марте будет тепло, если конец февраля будет морозным. Наши предки верили, что злится зима именно в конце месяца, не желая сдавать позиции, но весна неминуемо наступает, отвоевывая свое право на возобновление жизни на земле. Еще одна примета гласит, что февраль — время разгула нечисти, и ее нужно не только бояться, но и задабривать, чтобы избежать бед.

По старой примете, февраль — время прощания с зимой, и если не соблюсти традиций, а также не помолиться богам, то удачи на год можно не ждать. Славянские традиции на февраль Традиции февраля опирались на славянские праздники, и в это время проводилось множество обрядов, направленных на усмирение Морены, время которой уходит. Славяне прощались с ней, давая понять зиме, что ее время заканчивается, и пора отступить, освободить землю от холода и льдов. Самый старший мужчина в семье изготавливал особую свечу, которую относили на капище, и волхвы молили Перуна поделиться своей силой, чтобы она вошла в свечу-громницу. Свечу зажигали и обходили с ней избы по ходу движения Солнца. Такой обряд избавлял жилища от хвори и бед , прогонял несчастья и помогал встать под защиту самого Перуна.

Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной, в 10 вершков пол метра. В Громницы их носили в церковь для освящения. Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от католической. Освященные свечи заменили языческие факелы. Иезуит Ленцкий в Катехизисе , который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Над лавкой в церкви, где лежали свечи, читалось пять специальных молитв по чину униатского требника , троекратно взмахивал над ними священник кадилом, кропил святой водой, троекратно же осенял крестом, после чего вручал свечи их хозяевам, которые зажигали их с возгласом священника «Благословенно царство! Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз [6]. В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие» [4]. На территории современных Брестской , Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками. Но не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень [7]. Чешские обряды Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом. Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно. Во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года. Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» чеш. Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. Кроме того, говорили, что в этот день первый жаворонок прилетает, даже если он и замёрзнет потом. С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды Великого поста [8].

Отцы церкви считают, что в этот момент встретились друг с другом Старый и Новый завет. Значение праздника состоит в следующем: символ очищения и освящения; символ огня Божьей благодати. Сретенскую свечу зажигали в моменты, когда нужно очистить помыслы от негативных мыслей. В этот день в церкви освящали воду большим чином, как на Крещение. Бытовала традиция собирать воду с тающих сосулек и освящать ее, но впоследствии утратила свое значение. Освященную сретенскую воду используют для: исцеления от болезней; окропление домашней скотины перед выгоном на пастбище; окропление членов семьи перед длительной поездкой. Что нельзя делать Церковные правила в двунадесятые праздники связаны, в основном, с запретом работы. Это обусловлено тем, чтобы человек отстранился от повседневных дел и посвятил свои мысли Господу. Поэтому хозяйкам запрещалось делать уборку, мыть грязную посуду, заниматься рукоделием. Конечно, доить коров и кормить домашнюю скотину разрешалось, так как это необходимые дела. Церковные правила были связаны с запретом сквернословия и конфликтов в благословенные дни. Нельзя было спорить, выяснять отношения и ругаться. Обратите внимание! В народе существовало поверье, что в Громницы лучше не покидать пределы собственного подворья, чтобы не потерять удачу. Нельзя было отправляться в дальний путь, так как это отнимало время от посещения богослужений и домашней молитвы. Все великие церковные праздники нужно было проводить в кругу семьи либо с близкими родственниками. Магические обряды Ни один большой церковный праздник не обходился без магических обрядов, которые были призваны изменить судьбу к лучшему. Эзотерики говорят, что в большие церковные праздники исполняются заветные желания, так как энергетика дня этому способствует. Также по праздникам гадают на судьбу. Церковь противится этим традициям, но искоренить их из народной среды так и не удалось. Исполнение заветного желания У каждого человека есть заветное желание, от исполнения которого многое зависит.

Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной

После уборки урожая собирались на поляне, где организовывали стол в складчину. Каждый нес то, чем был богат. Пекли караваи из новой муки, варили каши, пекли пироги. Обязательно присутствовал и мед.

Мёд и пшеница — символы благополучия. На празднике молодые люди приглядывали себе пару. Ведь после окончания страды начинали свататься.

Еще одной важной традицией спожинок была оценка урожая и не только. Осень — время когда пришла пора пожинать дары своих трудов, полным ходом велась подготовка к зиме. Именно в это время хозяин дома подмечал чего в достатке, что не хватает, а чего наросло и с лихвой.

В августе люди планировали что докупить надо к зиме, что можно продать. Готовили заготовки, убирали урожай. Сегодня, в дни когда мы далеки от земли, многим не понятен сакральный смысл спожинок.

Сегодня можно провести обряды на достаток. Подвести итог, оценить готовность к зиме. В эту дату собирались люди знающие — волхвы, ведуньи, знахари.

Считалось что в этот день светлые души уходят в Явь, а не получившие упокоения — в Навь. Сентябрь Вересень 9 сентября — день Рода и Рожаниц. Считалось что в этот день Боги и предки слышат обращение к ним.

Именно на 9 сентября можно просить у богов доброй судьбы для родных и близких людей. Также в этот день обязательно поминали ушедших. Именно в эти дни происходит смена летнего периода на мудрую увядающую осень.

Старение солнца и благодарность богам за урожай — главные аспекты данного праздника. Октябрь Листопад 5 октября день очищения землей. Для здоровья и очищения от негатива да болезней люди ходили босыми по земле и обсыпались землей.

Именно в этот день встречается свет да тьма. Осень передает бразды правления зиме. Богиня судьбы и покровительница женской доли в этот день берет в руки веретено судьбы и плетет нити доброй да ладной жизни.

В этот день принято готовить угощение духам и умершим представителям рода. В ночь духов границы между миров Нави и Яви тонки как никогда. В ночь Велеса души умерших последний раз перед зимой навещают своих потомков.

Не стоит ходить на перекрестки и мосты в ту ночь, велика опасность попасть во власть темных сил. Ноябрь Грудень 1 ноября день Мары и Велесова ночь. В эту дату происходит смена власти от Белобога к Чернобогу.

Приходит пора поминать предков и праздников осенних, посвященных покровителям зимней стужи. Чествуются в ноябре и духи овник и гуменник. Вспоминают дедов ушедших в мир нави и воспевают богов повелевающих миром мертвых.

Праздник посвященный Сварогу, великому кузнецу миров, празднуют с 14 по 20 грудня ноября. Особо почитают Сварога кузнецы и мастера, уважающие труд. Осенние праздники проходили весело, как и другие праздники Славян.

С этих дней начинаются холодные ветра, несущие стужу. Декабрь Студень В древние времена декабрь считался самым холодным студеным месяцем, от того и название — студень. Покровителем рожденных в тот месяц можно считать Карачуна, повилителя зимней стужи.

День Карачуна приходится на зимнее солнцестояние примерно 23 декабря , также этот день считают днем скотьего падежа. Рожденные в декабре это люди сурового склада характера, при этом специалисты физического труда. Благодаря выносливости и суровости характера, подаренного самым холодным месяцем года, могут много добиться.

Это люди дела, а не слова. Дата может меняться 21-23 декабря. Отмечается в день зимнего солнцестояния.

В праздник зимнего солнцестояния жители отмечают самую длинную ночь в году. Бог молодого, народившегося солнца. Праздник отличается большим размахом и открывал зимние гулянья.

По славянской мифологии, именно она была вестницей богини Мораны — божества смерти и возрождения. Ворона считалась священной птицей, обладающей магическими силами. В христианском календаре 2 февраля соответствует празднику Сретения Господня или Празднику Свечей. В этот день верующие христиане отмечают встречу Богородицы с Иисусом и поминают предков. Таким образом, славянский праздник 2 февраля приобрел новый смысл и объединил в себе языческие и христианские обряды. В современных славянских странах праздник 2 февраля отмечается в различных формах. В этот день проводятся театрализованные представления, на которых изображаются Ворона и Морана, символизирующие смерть и новое начало. Также нередко устраиваются костры и обряды с применением огня — символа света и жизни.

В целом, празднование 2 февраля служит напоминанием о вечном круговороте жизни — смерти и возрождения, о силе природы и преодолении трудностей. Этот день является особенным временем, когда можно связаться с миром духов и принести свои молитвы и желания. Ритуалы и обряды Славянский праздник, который отмечается 2 февраля, сопровождается множеством ритуалов и обрядов. Эти традиции передаются из поколения в поколение и имеют глубокий символический смысл для славянского народа. Один из главных обрядов — это «сжигание чучела Зимы».

На Громницы славяне-язычники поклонялись Солнцу, а также Перуну и его супруге, богине Громовице, пишет hollydays. Народные традиции 15 февраля На Громницы славяне делали соломенную куклу "Ерзовку". Они олицетворяла дух огня и божество любви. Куклу украшали цветами, лентами, одевали в праздничные одежды. Люди просили у нее благополучия и процветания, а влюбленные обращались с просьбами о любви и счастье в доме. Когда солнце оказывалось в зените, куклу сжигали. Существовал обычай вечером закликать солнце.

Мы считаем, что верно в этот праздник мужчинам и юношам обращаться к Перуну, женщинам и девушкам — к Диве Додоле. Громничная свеча Праздник Громницы наиболее известен обычаем изготавливать в это время и заговаривать громничные свечи. Громничную свечу делают из лучшего воска, который заранее оставляют к празднику. Есть разные обряды изготовления громничной свечи и представления о том, как она должна выглядеть. Первый обряд: большая свеча, изготовленная хозяином дома. Такую свечу в день Громницы делает глава семьи. Такая свеча обязательно должна быть большой, часто высотой с десять ладоней. Эту свечу мужчина зажигает на капище и приносит в жилье. Если капища нет, свечу зажигают на домашнем алтаре в красном углу.

Сретение Господне (Громницы) – 15 февраля: история, традиции, обычаи

Громничная свеча может быть изготовлена заранее перед праздником. Как правило, её делают в ближайшую субботу перед Громницей, а в сам день праздника только освящают. Обряды праздника Громница Кроме зажжения громничной свечи известны такие обряды праздника: Первые Заклички Весны. На Громницу весну закликают тихо, участвуют в этом только девушки и дети. Пока что песни-заклички поют чуть слышно, только у себя на дворе, когда рядом нет других людей. Обряд «продажи ребенка» для его счастья и здоровья. Мать ребенка зовет знахарку, которая символически выкупает ребенка.

Младенца передают знахарке через окно, а после она возвращает ребенка со словами «Живи на мое счастье». Деньги, полученные за «продажу» ребенка, тратят на покупку свечей.

Прошло множество веков, но народ до сих пор хранит в памяти языческие традиции, связанные с празднованием Перуна — бога грома, и Перуньи — богини молний. Громовые раскаты и яркие молнии, сопровождающие их в начале февраля, последнего месяца зимы, напоминают нам о древних языческих праздниках. Молния, как символ Небесного огня, посланный после грома, является ключевым элементом этого языческого праздника. В те дни, когда отмечался праздник Громовика и Молнии, привыкли зажигать большую восковую свечу. Обряды на день богини Додолы Перед введением христианства на Руси, язычники использовали громовую свечу, которую зажигали на Перуновом капище. Однако после крещения славян, христианская церковь начала использовать свечи во время богослужений в церкви. Когда свеча была освещена на Перуновом капище, она затем приносилась домой, где проводились громничные языческие обряды.

В знак уважения к Солнышку пеклись требные блины, а в полдень сжигали Ерзовку, куклу из соломы, выпуская дух Огня и Солнца на свободу. Любопытно, что все многочисленные, связанные с этим днем приметы довольно точны. Поэтому рекомендуем наблюдать погоду на Сретение и строить планы исходя из предсказанного ПриРодой. С этого дня принимались за починку телег, заборов, овинов, амбаров и сельскохозяйственного инвентаря.

По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и холода. Перуница, или Перкунья — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга. В «Риг-Веде» Перуницу называют — канья — kanyA — «дочь молнии» в рус.

Перкунья, свер-канье , шум грома. С введением христианства большинство языческих праздников были слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний языческий праздник в христианской традиции называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля , православными христианами — 15 февраля. Роль громовержца в христианстве стала принадлежать Илье -пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице. Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу, происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу.

Существует также в русской традиции и имя Молоньица царица-молния , Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке «Кузьма Скоробогатый». Перуница — это женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная богиня. Во многих народных песнях и древних сказках упоминаются образы женщин-богатырей — это Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша, другое название воинственной богини — Дева-Поляница. В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью. Древнегреческий географ и историк Страбон 64 до н. На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин». Имя древнегреческого бога войны — Паллас лат.

Pallas , также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала». Древнегреческую деву — воительницу Афину называют Афина Паллада др. Дева Афина Паллада была дочерью громовика Зевса, и родилась из его головы во всём воинском облачении богини-воительницы. Прошли тысячелетия, но в народе сохранялась память о языческих праздниках, верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью. Громовые раскаты и, следующая за громом ярая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам древние языческие праздники. Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом — это главные атрибуты этого языческого праздника. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии — Перуньи зажигали большую восковую свечу.

В Белоруссии свечи Громницы, как олицетворение Перуновой силы, отливали мужчины, хозяева дома, чем больше получалась свеча, тем больше будет в доме достатка и благополучия весь год. Известны «громовые свечи», или «громницы», в длину примерно 10 вершков 44 см. В Украине Громницы изготовляли в основном женщины, три восковые свечи сплетали «в косу», вверху расходясь тремя концами — символ единства тримирья, известного во многих народных сказках и мифам славян.

Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной ⚡

1 (2) февраля. Это праздник, который нужно проводить в кругу семьи. По всему дому расставляют свечи и жгут их. 1 (2) февраля. Это праздник, который нужно проводить в кругу семьи. По всему дому расставляют свечи и жгут их. В христианском календаре этот праздник отмечается 15 февраля (2 февраля католики). Он также известен как «Сретение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» в православной церкви. Громница — это праздник, который старались отмечать тихо, в семейном кругу. Только среди некоторых народов его проводят с праздничными гуляниями. Праздник Громницы 2024 года будет проводить по традиции второго февраля. Праздники в феврале: День открытки для друга. Маленькие хитрости: если доверить открытку государственной почте, приятный налет старины она приобретет автоматически! Во второй понедельник февраля состоится День чистки компьютерного хлама. праздник Очищения Девы Марии. В народе его продолжают называть, как в древности было у славян - Громницами.

Славянский праздник 2 февраля

  • Перунов день - традиции и обычаи праздника славян
  • Календарь славянских праздников
  • Славянские праздники февраля – солнце на лето, зима на мороз
  • Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной ⚡ – Telegraph
  • Громница (2 февраля) | Славянский Ведический Портал

Славянские праздники. Громница 15 февраля

славянский народный праздник. Считалось что 2 февраля - во время Громницы Лето впервые встречается с Зимой, хотя эта встреча и мимолетна. В южных районах России в это время иногда слышали первый гром. Большинство славянских праздников и обрядов февраля показывают Зиме, что ее владычество близится к концу. Громница (Имболк, зимнее Перунье) празднуется 2 февраля /лютеня. По народным поверьям, именно в этот день, единственный раз за зиму, гремит Перунов гром, и рассекает небо Молонья-царица. Громница – славянский праздник свечей и живого огня. Но известен день не только этим. Когда празднуем? Дата этого праздника неизменна – 2 февраля. Именно в этот день впервые встречаются сёстры Морена, Богиня Зимы, и Лёля, Богиня Весны. Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля. Во времена двоеверия обряды Громницы слились с христианским праздником Сретенье. Однако, сейчас мы говорим именно о традиционном. 18 февраля Троян Зимний, день Стрибожьих внуков», поминовение павших у Троянова Вала. Этот замечательный славянский праздник – день Памяти павших воинов, достойных Сварожьих внуков.

1 февраля — древнеславянский праздник Громница

Языческие и славянские праздники в декабре. 3 декабря День памяти богатыря Святогора. В этот день славянами вспоминается и почитается богатырь-великан Святогор, принесший Руси большую пользу в борьбе с печенегами. Сретение или Громница, празднование которого проходило 2 февраля по Григорианскому календарю, или 15 февраля по Юлианскому. Не все знают, что 2-15 февраля отмечается славянский праздник, который называется «Громница». В эти дни по преданию происходит встреча зимы и весны на Мироколице Яви, и именно в эти дниь силы юной весны борются с силами Морены-зимы.

Громница праздники славян

Другое широко распространённое название Громницы — Сретение, то есть Встреча. В народе говорят: «На Громницу зима с летом с весной встретились», «На Громницу Солнце — на лето, зима — на мороз», «На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет о Сретенских оттепелях », «На Сретение кафтан с шубой встретились», «Какова погода на Сретение — такова и весна будет», «На Сретение снежок — весной дожжок» и т. Если Морена-Зима «не сдаётся» — на Сретение ударяют морозы, называемые в народе Сретенскими. В пору двоеверия на Руси Сретенье «Сретение Господне» напоминало христианам о встречемладенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся, по христианским поверьям, в иерусалимском храме на сороковой день после «Рождества Христова». В Белоруссии до наших дней сохранился обычай, когда родители или близкие родственники обрызгивают Сретенской водой с благопожеланиями сына, уходящего в армию.

Этот праздник древними кельтами отмечался первого февраля. Свечи Громовые. Помимо водных обрядов, в день праздника Громницы важным атрибутом так же считались свечи. Подобные свечи называли ещё Громницами, или Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы. Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей. Вот, например, в Белоруссии, подобные свечи олицетворяли собой священный и живой огонь, и от того считались преимущественно мужским атрибутом. Отливом громовых свечей занимался исключительно глава семьи. Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе. Одну свечу обязательно было принято относить в хлев, чтобы освятить и домашний скот. Было принято хранить громовые свечи до следующего праздника Громницы. Бытовало поверье, что летом, в пору гроз и дождей, именно наличие подобных свечей спасало дом от молний. На Украине дело обстояло немного иначе. Громовые свечи в основном изготавливали женщины, в особенности девушки. Было принято соединять три свечи наподобие женской косы, и затем венчать её в виде трезубца, что служило символом единения и неразрывности трёх миров: Навьего, Явьего и Правьего. Перун или Перуница? До этого мы говорили о том, что славянский праздник Громницы знаменовал первую встречу весны и зимы, и сопровождался громом грозного бога Перуна. Однако, на просторах всемирной сети можно обнаружить и иные описания этого торжества. Здесь, ведущую роль играет богиня Перуница. Кто это, мы с вами и попытаемся понять. Ранее мы говорили о том, что в праздник Сретения древние славяне чествовали бога Перуна и его божественную супругу — богиню Паляницу. Но по иной версии, она была не супругой, а девственной дочерью громовержца Перуна. Само имя богини Паляница, согласно этой теории, происходит от слова «поле». Стоит отметить, что богиня Паляница Перуница выступала в роли сильного женского начала, в образе женщины — воительницы. Таким образом, можно логически связать теорию о происхождении имени богини со словом «поле», ведь именно там и разворачивались всякие сражения и битвы. Здесь же можно провести некую параллель, между славянской богиней Перуницей и древнегреческой Афиной. Эта богиня так же являлась дочерью громовержца, бога Зевса, который породил её самостоятельно, из собственной головы. Таким образом, Афина выступала в образе продолжения сущности своего отца, женской ипостасью мужского и сильного начала. Она так же, как и Перуница, была девственной богиней, воительницей и покровительницей мудрости. Её главным атрибутом являлось копьё, как символ молний её отца. Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём. Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел. В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе.

Для этого женщины собирались за околицей, запрягали соху и опахивали деревню по кругу, чтобы не допустить беды. Шествие сопровождалось громкими звуками: женщины били в крышки кастрюль, зажигали огонь и славили Велеса, прося его защитить скотину от напастей и болезней. Богиня Жива и Ярило начинали свое шествие по земле, пробуждая природу и согревая лучами солнца каждого. Традиционно этот праздник отмечали на высоких пригорках, принося дары богине и богу, прося их смилостивиться и растопить льды. На ритуальном костре сжигали чучело Морены-зимы, кормили огонь свежим хлебом, чтобы не оскорбить Морену и не накликать бед. Уделяли внимание славяне и нечисти , которая жила бок о бок с людьми. Считалось, что домовой в зимнюю пору еще спит, поэтому кикимору всячески задабривали, чтобы она не чинила проказ и помогала смотреть за домами. В конце лютня-месяца, 21 числа, славяне почитали Стрибога — повелителя ветров. Его могущественная сила приносила на крыльях небесных слуг Весну, и в этот день пахари бросали вверх зерна, прося о хорошем урожае. Купцы и моряки славили Стрибога, прося не чинить препятствий во время морских и речных путешествий, откупаясь звонкими монетами, брошенными в воду. В этот день тех, кто давал пустые обещания — пустозвонов, повелитель ветров наказывал, лишая их своей милости и насылая на них ураганы, несущие беды и бедность. Не всегда лютень завершался почитанием Стрибога. Раз в четыре года славяне почитали Кащея-Чернобога, хозяина Нави. Опасным високосный год был только для тех, кто жил, творя зло.

Для того чтобы изготовить свечу наши прародители изготавливали самый качественный и лучший воск, а непосредственно перед праздником в последний шесток растопленный воск заливали в формы и давали остыть. После чего вся деревня собиралась на капищах для мольбы богов, где и зажигались эти свечи. Предки верили, что с помощью свечи можно не только отвести молнию, но и просить богов о дожде при засушливой погоде, но в основном такими ответственными делами занимались жрецы и волхвы. Также во время тяжкой болезни человека, лекари вкладывали в руку больного свечу, и та своей магической силой исцеляла их. Существует огромное количество поверий и суеверий касающихся не только свечи, как главного символа, но и самого праздника. К примеру, наши предки отслеживали погоду, какая она в канун праздника, такая будет и весь месяц. Если же на небосводе покажется солнце, то ожидается ранняя весна. Еще одним немаловажным символом Сретенья, который выполнялся каждый год, был ритуальный торжественный танец называемый Огнедевой. Он танцевался исключительно женщинами всей деревни или поселения в качестве утверждения и защиты всего живого на земле. До этого жрецы зажигали огромную свечу на капище и молились, после чего женщины брались за руки и становились вокруг свечи танцевать, после этого танца поджигались свечи всех присутствующих и ритуал продолжался. После танца свечи, которые напитались энергией молитв, гасились и хранились в течение всего года, если в доме хворь, какая завелась или же просто несчастье и проблемы постигали семью, то свечу поджигали и молились. Наши предки верили, что сила богов поможет в трудную минуту и защитит от различных напастей. Настал февраль — весна не за горами. В старину, последний зимний месяц, наши предки называли Лютень, или просто Лютый. Не зря ведь месяц получил такое название. Вроде зима почти кончилась, того гляди, и весна пожалует, а февраль неожиданно приморозит. Самые промозглые морозы обычно именно в этом месяце бушуют за окном. Создаётся такое ощущение, словно зима своих позиций сдавать совсем не собирается, вот и лютует беспощадно. По верованиям наших предков, больше всего смертей в зимнюю пору приходилось именно на февраль. Верили древние славяне, что в последний месяц своего властвования в Явьем мире, тёмная богиня Мара становилась совсем беспощадной, и старалась забрать с собой как можно больше человеческих жизней. Поэтому, чем больше близился конец месяца, тем радостнее становилось людям. Конец февраля обозначал долгожданное избавление от власти тёмной матери погибели. Но, и в начале лютого месяца февраля, у древних славян был особый праздник и обряд — Громница. Этот праздник праздновали обычно на второй день лютого месяца, то есть второго февраля, и олицетворял он собой первую встречу грядущей весны и холодной зимы. Почему праздник назвали именно Громницей, спросите вы. А всё дело в том, что по преданию, именно в этот день, один единственный раз за всю зимнюю пору, гремит гром бога Перуна, а гремит этот гром не просто так. Он угрожает тёмной богине Маре и напоминает ей о том, что близится конец её власти. Именно в это день, на мироколице Явьего мира, в первый раз молодая весна даёт бой зимушке. В этот же день, в лесу, в своей берлоге, на другой бок переворачивается спящий медведь — любимец бога Велеса. В народе было принято в это день проводить всякие очищающие обряды и просить у богини Морены смилостивиться, и не морозить пуще прежнего. В народе ходили разного рода присказки, мол солнце на лето, зиму на мороз. Одним словом, именно с этого дня, для древних славян начинался обратный отсчёт. Громница знаменовала начало борьбы, и шествие новой жизни по земле. Данный праздник был так же известен и под другим названием — Сретение, или просто встреча. В эпоху двоеверия на Руси, праздник Громница — Сретение, совпадал с библейским эпизодом, который напоминал верующим о встрече Иисуса Христа с праведным человеком по имени Симеон. Согласно Библии, данная встреча произошла в Иерусалимском храме, на сороковой день после рождения Мессии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий